Финифть от древне-русского финиптъ, химипетъ, что значит — «смешиваю». Название «финифть» относится и к художественной эмали, и к изделиям, украшенным такой эмалью, и к технологии их изготовления.
Искусство финифти зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла.
На Русь финифть пришла из Византии в X веке и называлась «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее мастера декорировали эмалями статуэтки и шкатулки, часы и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года: «…великий князь Андрей Суздальский, внук Володимер Мономаха… сотвори церковь и украси ю иконами многоценными, златом и финиптом…». Однако современный вид эмаль принимает лишь в начале XVII века, когда французский ювелир Жан Тутен смог значительно улучшить палитру надглазурных красок, что позволило расширить сферу применения эмалей. |
|
Технология.
Финифтью называется изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка-эмали на металлической дифованой пластине, вид прикладного искусства.
Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. В процессе изготовления финифти выделяют три стадии: изготовление пластин и покрытие их белой эмалью; роспись; ювелирное обрамление. Сегодня рецепты изготовления эмали мало отличаются от старинных. Основой для изготовления эмалей могут служить чистая медь, серебро, золото. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-800 С.
Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: так, самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия. |
|
Вологодская финифть.
Вологодская или Усольская финифть также роспись по белой эмали. Она появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске,
перешедшем в 1780 году из состава Архангелогородской губернии в Вологодское наместничество и ставшем в 1796 году уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Позже финифтью стали заниматься и в Вологде.
Основными мотивомами были растительные композиции, но главным узнаваемым стал узор «тюльпан» нанесённые на медную основу. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться и его вытеснила однотонная финифть — белая, синяя и зелёная.
Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас. |
|
Ростовская финифть.
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел. Существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам.
Мастерская находилась на территории Ростовского архиерейского дома и выполняла в основном церковные заказы. Развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.
Она просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появляется собственная школа.
С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти.
Источники сохранили имена ростовских живописцев по финифти второй половины XVIII – первой трети XIX века: Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников. К середине XIX века в Ростове насчитывалось более 50 мастеров финифти, среди которых
– Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И. Рыкунин, И. Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.
После революции промысел на время пришел в упадок, однако мастера смогли сохранить его, объединившись в артель. После Великой Отечественной войны артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть». |
|
В 1960-х годах совершенствовался ассортимент продукции, появлялись новые техники, так, например, живописную миниатюру начинают сочетать со сканью. Лучшие работы этого периода экспонировались на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году; в 1975 году изделия мастеров ростовской финифти были представлены на Международной ярмарке в Токио. Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике »Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за границей. |
|